ЖИЛЬЕ

ТВОИ ПРАВА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ НА ИМУЩЕСТВО И ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

 

В соответствии со статьей 8 «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ:

1.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4.Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1)проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

— лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

— страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2)жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3)общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4)иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5.Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6.Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7.По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2011 г. № 46 «Об утверждении стандарта качества предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего профессионального образования»:

Дети-сироты, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства.

 

В соответствии с  статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации  «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1.Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации «Выселение граждан из специализированных жилых помещений»:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.08.2014 г. № 410 «Об утверждении Порядка проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей«:

1.Настоящий Порядок определяет механизм организации проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — ранее занимаемые жилые помещения, дети-сироты).

2.Проведение ремонта ранее занимаемых жилых помещений производится органами местного самоуправления за счет средств бюджета Республики Башкортостан, направленных в установленном порядке бюджетам соответствующих муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.

3.Ранее занимаемые жилые помещения — жилые помещения, занимаемые детьми-сиротами до поступления в образовательные организации, в том числе профессионального образования, организации социального обслуживания населения, системы здравоохранения и иные организации, создаваемые для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сохраненные на правах пользования, закрепленные жилые помещения).

Ремонт ранее занимаемых жилых помещений — комплекс работ по предупреждению преждевременного износа систем жизнеобеспечения жилого помещения, отделки (в том числе окраски), а также работы по устранению мелких повреждений и неисправностей, ремонту стен, потолка, окон, пола, дверей, радиаторов, сантехники, коммуникаций и систем инженерного оборудования. Ремонт производится в целях приведения жилого помещения в состояние, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

4.Право на проведение ремонта ранее занимаемого жилого помещения может быть реализовано детьми-сиротами однократно.
При наличии у детей-сирот нескольких ранее занимаемых жилых помещений ремонту подлежит одно из ранее занимаемых жилых помещений по выбору ребенка-сироты.
Основанием для проведения ремонта ранее занимаемого жилого помещения является наличие следующих документов:
заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (с последующими изменениями), о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания с указанием оснований, по которым жилое помещение признается пригодным для проживания и подлежит ремонту; акт обследования жилого помещения с указанием оснований, по которым жилое помещение подлежит ремонту.
Предельный размер расходов на проведение ремонта ранее занимаемого жилого помещения, включая затраты на разработку и утверждение проектно-сметной документации, не может превышать 50000 рублей.

5.Установление необходимости проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений определяется в соответствии с Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года № 438 (с последующими изменениями) (далее — Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях).

6. Учет требующих проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления по месту нахождения ранее занимаемых жилых помещений.

В целях учета требующих проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений органы местного самоуправления осуществляют следующие мероприятия: проводят ежегодные комиссионные обследования ранее занимаемых жилых помещений, планируемых к заселению детьми-сиротами в следующем календарном году, по результатам которых составляют акты обследования ранее занимаемых жилых помещений;
в срок до 1 марта текущего года представляют в Министерство образования Республики Башкортостан (далее — Министерство) перечень ранее занимаемых жилых помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующих проведения ремонта (далее — перечень).

К перечню прикладываются: заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания с указанием оснований, по которым жилое помещение признается пригодным для проживания и подлежит ремонту;
акт обследования жилого помещения с указанием оснований, по которым жилое помещение подлежит ремонту.
Органы местного самоуправления несут ответственность за обоснованность включения ранее занимаемых жилых помещений в перечень, а также за достоверность сведений в данном перечне.

7.Министерство в срок до 1 апреля текущего года составляет сводный перечень ранее занимаемых жилых помещений, требующих проведения ремонта, и рассчитывает потребность в объеме средств на проведение ремонта ранее занимаемых жилых помещений в срок до 1 мая текущего года.

8.Орган местного самоуправления организует проведение ремонта ранее занимаемого жилого помещения по месту его нахождения в соответствии с муниципальным правовым актом органа местного самоуправления об установлении необходимости проведения ремонта ранее занимаемого жилого помещения, изданным на основании мотивированного заключения комиссии по установлению факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, по выявлению наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации, по установлению (неустановлению) необходимости проведения текущего ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — комиссия), о признании факта возможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях согласно подпункту 5 пункта 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях.

9.Право на проведение ремонта ранее занимаемого жилого помещения, расположенного на территории Республики Башкортостан, имеют дети-сироты, являющиеся нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

10.Ремонт ранее занимаемых жилых помещений осуществляется по заявлению детей-сирот о проведении ремонта жилого помещения в орган местного самоуправления по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в письменной форме.

С заявлением представляются следующие документы:
1)документы об окончании срока пребывания детей-сирот в образовательных организациях, организациях социального обслуживания населения, системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, об окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;
2)выписка из муниципального правового акта о признании факта возможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, об установлении необходимости проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений;
3)заключение комиссии о признании факта возможности проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении согласно подпункту 5 пункта 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях.
Документы представляются в подлинниках (нотариально заверенных копиях) либо в копиях с предъявлением подлинников.
Заявитель вправе представить документы, предусмотренные подпунктами 2, 3 настоящего пункта, по собственной инициативе. В случае, если заявитель не представил указанные документы, орган местного самоуправления запрашивает и получает их от соответствующих ведомств посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

11.При проведении текущего ремонта разработки проекта не требуется, достаточно сметного расчета.

12.Орган местного самоуправления определяет исполнителя (подрядчика) ремонтных работ и заключает с ним договор в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По завершении проведения ремонтных работ исполнитель (подрядчик) письменно уведомляет об этом орган местного самоуправления с приложением документации о завершении ремонтных работ и готовности жилого помещения к сдаче, представляет счет-фактуру, справку о стоимости выполненных работ и затрат.

После получения уведомления и документов назначается комиссионная техническая проверка выполненных ремонтных работ и готовности жилого помещения.

Состав технической (рабочей) комиссии определяется органом местного самоуправления. Техническая (рабочая) комиссия оформляет акт о технической готовности жилого помещения.
При обнаружении в ходе проверки выполненных ремонтных работ недостатков технической (рабочей) комиссией составляется акт, в котором фиксируются перечень дефектов и сроки их устранения исполнителем (подрядчиком).

Приемка выполненных ремонтных работ производится органом местного самоуправления только после выполнения всех ремонтных работ и устранения при необходимости всех дефектов на основании акта о технической готовности жилого помещения в соответствии с технической и сметной документацией.

Окончание проведения ремонта жилого помещения оформляется актом приемки выполненных ремонтных работ, который подписывается всеми членами технической (рабочей) комиссии, а также ребенком-сиротой в течение 3 рабочих дней со дня окончания ремонта.
Акт приемки выполненных ремонтных работ утверждается органом местного самоуправления.

13.Орган местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство отчет об использовании финансовых средств, выделенных на проведение ремонта ранее занимаемых жилых помещений.

14.После вступления ребенка-сироты в право собственности или после начала реализации им права социального найма ранее занимаемого жилого помещения обеспечение сохранности жилого помещения и проведение ремонта в дальнейшем производится ребенком-сиротой в установленном законодательством порядке.

 

jilya