Республиканская программа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа на 2011-2015 годы

Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 21.12.2010 г. № 498

«О республиканской программе по постинтренатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа на 2011-2015 годы»

 

Информация о реализации республиканской программы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа, на 2011-2015 годы

(2014 г.)

Ежегодно в России около 15 тыс. выпускников образовательных учреждений для детей-сирот начинают самостоятельную жизнь. В Республике Башкортостан из образовательных учреждений для детей-сирот выпустилось 229 несовершеннолетних.

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

-ведут иждивенческий образ жизни;

-страдают от алкогольной зависимости;

-совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

В настоящее время идет становление системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21 декабря 2010 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 498 принята Республиканская программа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа, на 2011 — 2015 годы.

Целями Программы являются:

-формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе детей-сирот;

-создание условий для позитивной успешной социализации и самореализации детей-сирот, выпускников детских домов, детей из замещающих семей;

-создание системы психолого-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам и выпускникам детских домов.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

-подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни;

-сопровождение детей-сирот в период адаптации после выпуска из образовательного учреждения;

-оказание содействия детям-сиротам в получении образования по востребованным специальностям, трудоустройстве.

В рамках реализации Республиканской программы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа, специалистами ГБУ РЦСУ разработано положение о службе постинтернатного сопровождения и составлен план работы ГБУ РЦСУ по реализации данной программы.

Согласно плана работы:

-сформирован банк данных о выпускниках детских домов РБ за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы;

-сформирован банк данных о выпускниках детских домов, поступивших на обучение в учреждения СПО, ВПО за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы;

-ведется ежегодный мониторинг об оказании адресной помощи выпускникам детских домов за период 2011-2014 учебные годы;

-ведется мониторинг по выпускникам детских домов, окончивших учреждения профессионального образования за период 2011-2014 г.г.;

-ведется ежегодный мониторинг по адаптации выпускников детских домов РБ.

Специалистами ГБУ РЦСУ   разработана анкета успешности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников детских домов 2013-2014 учебного года (патронат, 9 и 11 классы) по следующим параметрам: место обучения; обеспечение жильем (имеется/ не имеется закрепленное жилое помещение с указанием адреса), его состояние; право на обеспечение жильем (имеется/не имеется постановка на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – номер, дата Постановления); отметка о получении временного жилья (с указанием адреса); обучение на курсах подготовки к поступлению в учреждения СПО, ВПО; оказание адресной благотворительной помощи (указать организацию, сумма и т.д.) сверх определенной законодательством; служба в армии (месяц предположительной демобилизации); пребывание в местах лишения свободы; факторы риска успешной адаптации.

Согласно мониторингам адаптации выпускников детских домов за период с 2011 по 2014 годы поступили в учебные заведения 968 выпускников из них: в НПО – 568, СПО – 318, ВПО – 75, в том числе 2 выпускника были призваны в армию, 5 выпускников были трудоустроены. В 2011 году окончили учебные учреждения 74 выпускника.

Специалистами ГБУ РЦСУ ежегодно организуются выездные семинары в детские дома Республики Башкортостан. За период реализации программы проведено 69 семинаров для выпускников детских домов по темам: «По дорогам самостоятельной жизни», «Стратегия жизни», «Мифы и реальность о взрослой жизни», «Напутствие выпускнику», «Твоя жизненная перспектива», «Создаем будущее своей мечты сегодня». В семинарах за период с 2011 по 2014 г.г. приняли участие 317 выпускников.

В соответствии с программой семинаров выпускники детских домов ознакомлены с правами, гарантиями и льготами, которые предоставляются им государством. Педагогами-психологами с подростками проводились тренинги на развитие коммуникативных способностей, в ходе которых выпускники на практике отрабатывали навыки взаимодействия друг с другом, оценивали свои возможности и стремления, осознавали свою индивидуальность, осваивали способы конструктивного общения, получали навыки планирования их будущей жизни, расширяли возможности установления контакта в различных ситуациях общения. Были организованы Круглые столы «Как часто в жизни нам приходится выбирать?», где в живой и интересной беседе раскрывались проблемы, которые волнуют детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. В завершение семинаров каждому выпускнику вручались информационные справочники «По дорогам самостоятельной жизни», где они могут найти ответы при решении вопросов, связанных с поступлением в учебные заведения, трудоустройством, приобретением жилья, организацией досуга.

Для ознакомления выпускников детских домов с полезной информацией и последними изменениями в законодательстве создана и постоянно обновляется информационно — консультативная страница «Постинтернатное сопровождение» на сайте ГБУ РЦСУ http://rcsu.ucoz.ru/, которая состоит из рубрик: «Новости постинтерната», «Куда обратиться выпускнику», «Что необходимо знать выпускнику детского дома», «Социальные гостиницы для выпускников детских домов».

Специалистами ГБУ РЦСУ ведется сопровождение выпускников детских домов в форме оказания психолого-педагогической поддержки, социально-правовой и юридической помощи. Индивидуальная помощь в рамках сопровождения оказана 264 выпускникам детских домов по вопросам защиты жилищных и имущественных прав, получения второго профессионального образования, трудоустройства в свободное от учебы время, получения общежития, адаптации в новом коллективе, оформления регистрации, устройства ребенка в детский сад и мн.др.

В рамках реализации программы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа, ГБУ РЦСУ сотрудничает с Республиканским учебно-научным методическим центром Министерства образования РБ. С целью повышения уровня знаний об особенностях детей-сирот, о льготах и гарантиях, предоставляемых им государством, 30 января 2014 года специалистами ГБУ РЦСУ был проведен семинар на тему: «Влияние сиротства на профессиональное обучение и профессиональное становление обучающихся». В семинаре приняли участие 13 специалистов СПО, работающих с выпускниками детских домов. 23-24 апреля 2014 года педагоги-психологи ГБУ РЦСУ приняли участие в курсах повышения квалификации по программе «Методическая работа специалиста по профессиональной ориентации молодежи» с лекциями «Сущность психолого-педагогического выбора профессии. Типология профессионального и личностного самоопределения», «Влияние сиротства на профессиональное обучение и профессиональное становление обучающихся». Лекциями было охвачено 25 специалистов СПО, НПО.

В мае 2012 года в рамках реализации проекта по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «Вернуть детство» начальник ГБУ РЦСУ приняла участие в работе Приемной Президента РФ в РБ, в ходе которой вручены брошюры «По дорогам самостоятельной жизни» 9 выпускникам Чесноковского и Аургазинского детских домов. В Приемную Президента РФ в РБ направлена информация о гарантиях и льготах, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для включения в периодический вестник. Тема номера: «Окружной проект «Вернуть детство».

В мае 2012 года начальник ГБУ РЦСУ приняла участие в мероприятии «Парад достижений участников программы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов «Булан».

С 2010 года ежегодно в мае в рамках Международного дня детского телефона доверия под девизом «Дети говорят телефону доверия ДА!» Министерство образования Республики Башкортостан проводит в Республиканском центре семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, горячую линию (номер телефона 8(347)244-87-50) по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в случаях жестокого обращения с ними.

В работе горячей линии принимают участие представители Минобразования РБ, ГБУ РЦСУ, средств массовой информации. На все вопросы, поступающие в телефонном формате, даются компетентные ответы. Наиболее актуальными являются вопросы, касающиеся поступления в учебные заведения, получения льготного жилья, употребления наркотических веществ, взаимоотношений между детьми и родителями и учителями и др.

Проведение данного мероприятия находит отражение в средствах массовой информации (Молодежная газета, Уфимские ведомости и др.)

Аналогичные акции одновременно проходят в Ишимбайском и Туймазинском филиалах Республиканского центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно Министерством образования РБ проводится слет выпускников детских домов.

26.12.2013 г. проведен III слет выпускников интернатных учреждений и замещающих семей, который состоялся в Администрации городского округа города Уфы с охватом 70 человек. В работе слета принял участие заместитель главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан С.Б. Баязитов, начальник Управления по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т.Ю. Квасникова и начальник отдела учета и распределения жилья Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан З.Ф. Мухаметова. В рамках слета выступил председатель первичной профсоюзной организации студентов ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», студентка 2 курса ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный университет». Также состоялся круглый стол, на котором  выпускники смогли обсудить с представителями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан вопросы о предоставлении сиротам жилья, стипендиях, трудоустройстве, организации досуга.

В целях социально-правового и психолого-педагогического просвещения специалистами ГБУ РЦСУ разработаны методические пособия, буклеты, памятки для выпускников детских домов: «По дорогам самостоятельной жизни», «На пороге взрослой жизни», «Я — выпускник».

Показателем успешности адаптации выпускника детского дома в постинтернатный период является уровень его подготовки к самостоятельной жизни в период проживания в детском доме. Совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, по подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома является одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детских домов Республики Башкортостан. Во всех детских домах разработаны и реализуются программы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. С воспитанниками ведется работа по следующим направлениям:

  • гражданско-правовое воспитание;

  • семейное воспитание;

  • профориентация;

  • пропаганда ЗОЖ и профилактика суицида;

  • социально-бытовая ориентировка.

Занятия по гражданско-правовому воспитанию направлены на формирование и развитие гражданско-правовых знаний и правовой культуры воспитанников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика правонарушений и преступлений, воспитание основ безопасности. Целью семейного воспитания является создание благоприятных условий для формирования у воспитанников классической модели своей будущей семьи. Благодаря занятиям по семейному воспитанию, у детей формируется правильное представление о семейных ролях, о культуре семейных отношений, о чувстве долга и ответственности. Занятия по профориентации направлены на оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.

Так, в Куганакском детском доме в рамках подготовки воспитанников к самостоятельной жизни вне стен детского дома проводятся следующие циклы занятий на развитие социально-бытовых навыков:

-культура поведения и азбука общения;

-жилище, одежда, обувь, питание;

-транспорт, торговля, связь;

-личная гигиена, здоровье, профилактика суицида;

-учреждения и организации;

-полезная экономика.

В Узянском, Чесноковском и детском доме №9 г.Уфы созданы «социальные квартиры» для старших воспитанников, где проживание осуществляется на условии принципа самообслуживания (самостоятельное приготовление пищи, уборка помещений и иные виды работ по бытовому обслуживанию).

В Петровском и Учалинском детских домах   организовано проживание детей-сирот по семейно-воспитательным группам с целью формирования модели семейных отношений у воспитанников, сохранению эмоциональных связей и родственных отношений между братьями и сестрами, освоения навыков общения и взаимодействия старших с младшими и наоборот, нравственного воспитания.

В Бирском детском доме работа по социальной адаптации воспитанников ведется в два этапа: предпостинтернатная подготовка и постинтернатное сопровождение.

Предпостинтернатная подготовка включает в себя:

-диагностику сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков, развитости «социально-поддерживающей сети» выпускника и выработку специалистами рекомендаций по составлению индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника;

-изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

-изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

-занятия, направленные на формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации;

-консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации.

-работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети», выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника, оказать помощь в его адаптации;

-сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения или места работы;

-оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации.

В детских домах созданы Службы постинтернатного сопровождения. Разрабатываются индивидуальные программы по созданию условий для постинтернатной адаптации выпускника детского дома, которые включают в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов, воспитанников и других специалистов. Маршрут сопровождения зависит от специфических проблем воспитанников. Эффективно работают службы сопровождения в Бирском, Белебеевском, Петровском, Узянском, Чесноковском, Дюртюлинском, Куганакском, Шабаевском детских домах, детском доме №1 и детском доме №9 г.Уфы.

В Дюртюлинском, Белебеевском, Аургазинском, Шабаевском детских домах Республики Башкортостан созданы клубы (ассоциации, советы) выпускников, ежегодно устраиваются Дни выпускника. Клубы выпускников это одна из эффективных форм адаптации и поддержки выпускников после выпуска. Выпускники детских домов поддерживают друг друга, получают ценные консультации от специалистов детского дома, а также делятся своими знаниями, опытом, историями своего успеха с будущими выпускниками.

С принятием в 2006 году Закона Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» и созданием в детских домах служб патронатного воспитания постинтернатное сопровождение выпускников имеет еще одно положительное, ведущее к успеху направление деятельности. Специалисты службы патронатного воспитания совместно с патронатными воспитателями консультируют выпускников, оказывают помощь в решении бытовых и личных проблем, учат решать имущественные вопросы в государственных и правовых органах, оказывают психологическую поддержку в преодолении трудностей адаптации. Основная стратегия деятельности специалистов службы патронатного воспитания и патронатных воспитателей в этот период — обеспечение планомерного перехода от максимального контроля и опеки над выпускником и минимальной его самостоятельностью, к минимальному контролю и максимальной самостоятельности.

Анализ сложившихся отношений между воспитанниками   и родителями-воспитателями позволяет говорить о более благополучном их развитии, по сравнению с детьми, находящимися в детском доме. Большинство выпускников из патронатных семей более уверены в защите, помощи и поддержке со стороны взрослого, больше доверяют патронатным воспитателям и дорожат их мнением, чаще обращаются за советом, хотят следовать примеру их кровных успешных детей.

Воспитанники, находящиеся в патронатных семьях, более подготовлены к самостоятельной жизни, успешно обучаются и оканчивают школу. К моменту поступления в учреждения профессионального образования у них сформированы бытовые навыки. Они научились готовить еду, вести домашнее хозяйство, рационально планировать бюджет, планировать досуг, заботиться о своём здоровье, освоили модель семейных отношений. В этом году 66 воспитанников детских домов РБ, находящихся в патронатных семьях, поступили в учреждения НПО, СПО, ВПО. При этом процент поступления в высшие учебные заведения патронатных воспитанников значительно выше по сравнению с воспитанниками детских домов, проживающих в стационаре (в 2014 году в учреждения ВПО поступили 15% выпускников от общего числа патронатных воспитанников и 3% от общего числа выпускников, находящихся в стационаре). Патронатные воспитатели параллельно с социальным педагогом и педагогом-психологом продолжают принимать участие в жизни ребят; оказывают моральную поддержку в период адаптации к самостоятельной жизни, поддерживают связь со специалистами — кураторами профессиональных учебных заведений, где продолжают обучение воспитанники, с работодателем в случае трудоустройства, со специалистами органов опеки и попечительства и детского дома. Таким образом, воспитанники получают двойную поддержку со стороны специалистов детского дома и патронатного воспитателя.

Специалистами служб сопровождения детских домов, в рамках реализации программ по подготовке выпускников к самостоятельной жизни, проводятся экскурсии в образовательные учреждения профессионального образования для получения предварительных консультаций, на предприятия, где будущие выпускники могут попробовать свои силы в той или иной профессии и оценить свои возможности на практике.

Так, ГБОУ Чесноковский детский ведет работу по осознанию подростком своих возможностей и перспектив рабочего роста, дети знакомятся с предприятиями города, узнают особенности тех или иных профессий, проходят тестирование, посещают занятия с психологами и специалистами кадровых агентств, которые оказывают помощь выпускникам детских домов в их профессиональном самоопределении.

Специалисты ГБОУ детский дом города Салавата проводят занятия по личностному и профессиональному самоопределению, знакомят выпускников с миром профессий, проводят экскурсии на предприятия города ОАО «Газпромнефтехим», ПАТиМ (автотранспорта и механизации), трамвайное управление, ОАО «Салават стекло».

В ГБОУ Серменевский детский дом и ГБОУ Аургазинский детский дом из числа старших воспитанников сформированы бригады, которые выполняют определенную работу через службу занятости в летний период и получают заработную плату. Это дает возможность материально поддержать выпускников, способствует их дальнейшей социально — трудовой адаптации и пополнить их личные счета. ГБОУ Аургазинский детский дом осуществляет трудоустройство выпускников, студентов учреждений профессионального образования, в летний период в родной детский дом в качестве воспитателя, помощника воспитателя, рабочего по обслуживанию здания, работника кухни и др. Многие из выпускников проходят летнюю и преддипломную практику в детском доме.

В 2014 году в Республике Башкортостан 229 воспитанников детских домов окончили 9 и 11 классы. Из них поступили в учреждения:

-начального профессионального образования –133 человека;

-среднего профессионального образования – 80 человек;

-высшего профессионального образования –15 человек.

Один выпускник Петровского детского дома трудоустраивается и определяется в вечернюю школу.

Согласно информации, предоставленной детскими домами, в 2014 году на курсах подготовки к поступлению без взимания платы обучились 10 воспитанников. Правом получения второго начального профессионального образования за период с 2011г. по 2014г. воспользовались 37 человек.

По результатам мониторинга постинтернатного сопровождения выпускников детских домов, проведенному ГБУ РЦСУ в сентябре 2014 г., специалисты детских домов в целях постинтернатного сопровождения своих выпускников используют различные формы взаимодействия с учреждениями НПО, СПО, ВПО. В период социально-психологической адаптации выпускников и в последующем организуются регулярные посещения выпускников в учебном заведении. Осуществляется контроль за условиями содержания, проживания детей в общежитиях, оценка состояния их здоровья, образования, внешнего вида, оценка эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания. Специалисты детского дома проводят индивидуальные консультации с классными руководителями учебных заведений, мастерами, специалистами, курирующими работу с детьми – сиротами. В процессе данной работы сотрудники детских домов используют следующие формы взаимодействия: телефонные переговоры с выпускниками и администрацией учебного заведения, участие в круглых столах, участие в родительских собраниях, организация встреч в каникулярные дни. Посещения выпускников бывают плановые и по необходимости. Плановые посещения организуются с целью контроля уровня адаптации выпускника в новом учреждении, контролем его обучения и поведения, ознакомлением с условиями проживания. По необходимости сотрудники детского дома выезжают в учебные заведения для решения сложных вопросов. К таким вопросам относятся:

-взаимоотношения в коллективе;

-обучение, дисциплина (пропуски);

-устройство в общежитие, перевод в другое учебное заведение;

-открытие вкладов, получение алиментов.

Основными проблемами, волнующими выпускников в период обучения в НПО, СПО, ВПО, являются:

-обеспечение жильем;

-плохие взаимоотношения с коллективом в учебном заведении;

-плохие взаимоотношения с педагогическим коллективом в учреждении;

-проживание в каникулярное время выпускника в учебном заведении,

-трудоустройство;

-плохая успеваемость;

-неумение правильно распределять стипендию (на месяц не хватает).

В соответствии с данными Министерства труда и социальной защиты населения РБ за первое полугодие 2014 года за содействием в поиске работы в государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее — ГКУ ЦЗН) обратились 263 человека из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей (0,5% от числа граждан, обратившихся за поиском работы), из них признаны безработными 123 человека. Сняты с учета 163 человека, в том числе трудоустроены при содействии службы занятости 135 человек. Временное трудоустройство было организовано для 110 несовершеннолетних граждан указанной категории в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

В стажировке выпускников учреждений профессионального образования принял участие 1 человек из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. В период безработицы детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, впервые ищущим работу выплачивалось пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы по Республике Башкортостан (на 13 июня 2014 года – 25505,5 руб.). В структуре получающих пособие по безработице, доля детей-сирот впервые ищущих работу составила в среднем за первое полугодие текущего года – 0,6% (117 человек).

Получили государственные услуги по профессиональной ориентации 125 человек указанной категории, по психологической поддержке безработных – 27 человек, по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда – 17 человек. За первое полугодие текущего года ГКУ ЦЗН направили на профессиональное обучение 15 человек указанной категории. Организовано и проведено 59 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для молодежи и выпускников учебных заведений, в которых приняли участие 133 человека из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Согласно сведениям Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан в 2014 году во время проведения летней оздоровительной кампании в летних профильных лагерях приняли участие 80 воспитанников детских домов и детей из замещающих семей из муниципальных районов Белокатайский, Бижбулякский, Благоварский, Бурзянский, Дуванский, Кармаскалинский, Калтасинский, Кушнаренковский, Стерлитамакский, Янаульский районы, городских округов г Кумертау, г.Стерлитамак, г.Нефтекамск, г.Уфа.

Один из актуальных вопросов успешной адаптации выпускников детских домов является обеспечение жильем. За период с 2011г. по 1 января 2014г. жильем обеспечено 1737 выпускников (2011г. – 430, 2012г. – 603, 2013г. — 704). Несмотря на целенаправленную политику в сфере обеспечения жильем, количество детей-сирот состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец 2013г. составляет 3583 человека. Все выпускники детских домов, обучающиеся в учреждениях профессионального образования, обеспечены комнатами в общежитиях. Для предоставления временного жилья выпускникам детских домов в республике функционируют 4 социальные гостиницы при Серменевском, Шабаевском, Тубинском, Буздякском детских домах. В Аургазинском детском доме в течение ряда лет имеется социальный приют для выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно результатам мониторинга успешности адаптации выпускников детских домов Республики Башкортостан из 229 выпускников в 2014г. имеют закрепленное жилье – 92 выпускника, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении – 138 выпускника (в отношении 1 выпускника готовятся документы для постановки на учёт, в отношении 1 выпускника идет процесс оформления наследства жилого помещения), проживают в общежитиях 208 выпускников.

Ежегодно выпускникам детских домов оказывается благотворительная помощь некоммерческими организациями. В 2014г. согласно сведениям детских домов адресная благотворительная помощь оказана 58 выпускникам:

Аургазинский детский дом – МВД по РБ отдел МВД России по Аургазинскому району по 500 руб. 10 выпускникам.

Белебеевский детский дом – спонсорская помощь ООО «Факел», физ. лицо Хабибов В. В. — по 700 руб.; Минфин РБ — набор кастрюль, чайный сервиз, электрочайник 3 выпускникам.

Бирский детский дом – спонсорская помощь БОФ  «Мархамат» и ООО «Ситроникс Башкортостана» — мягкий инвентарь, канцелярские товары, кухонная утварь 8 выпускникам.

Давлекановский детский дом – спонсорская помощь ООО «Элевант» по 5000 руб. 6 выпускникам.

Петровский детский дом Ишимбайского района – спонсорская помощь БФ «Дети Башкирии» праздничная одежда на сумму 2000 руб. 10 выпускникам.

Серменевский детский дом – спонсорская помощь ООО «Маслосырокомбинат» по 2000 руб. 10 выпускникам.

Узянский детский дом – спонсорская помощь МУП «Центральный рынок» г.Белорецк по 3000руб., УС-30 г.Межгорье по 5000 руб. 6 выпускникам.

Чесноковский детский дом — спонсорская помощь БГУ Институт Права набор посуды на сумму 3000 р. 5 выпускникам.

Сегодня решению вопроса о создании системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации уделяется много внимания.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в работе, это:

-отсутствие нормативных документов, регулирующих деятельность в области постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей.

-отсутствие единого координирующего органа, отвечающего за процесс постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей.

-отсутствие последовательности и преемственности в работе между учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки (если речь идет о выпускниках из замещающих семей) и учреждениями профессионального образования.

-кадровый дефицит компетентных специалистов высокого уровня в области постинтернатной адаптации детей-сирот.

-разноведомственная подчиненность учреждений препятствует введению единых нормативов и стандартов по оказанию услуг сиротам и лицам из их числа, а также создает риски для соблюдения их прав и интересов.

Для повышения эффективности работы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, необходимы следующие компоненты:

-создание нормативно-правовой базы по обеспечению функционирования социальных квартир для выпускников на базе учреждений для детей-сирот;

-наличие социальных гостиниц, общежитий временного проживания до получения ими собственной жилой площади;

-устранение кадрового дефицита компетентных специалистов в области постинтернатной адаптации детей-сирот;

-введение института профессионального постинтернатного патроната над выпускниками учреждений для детей-сирот;

-развитие нормативно-правовой базы на региональном уровне, обеспечивающей возможность установления постинтернатного патроната;

-внесение изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части закрепления дополнительной гарантии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников учреждений) на постинтернатное сопровождение;

-создание региональной инфраструктуры для поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.