УЧЕБА

ТВОИ ПРАВА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии со статьей 6 «Дополнительные гарантии права на образование» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ:

П.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

П.2.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

П.3.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

П.5.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по основным образовательным программам, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

П.7.Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

П.8.Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.

Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

П.9.При предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.

П.10.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 7 статьи 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2011 г. № 46 «Об утверждении стандарта качества предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего профессионального образования»:

Дети-сироты имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов.

При получении государственной услуги дети-сироты, обучающиеся в учреждениях начального, среднего профессионального образования, имеют право бесплатно пользоваться библиотечными, информационными ресурсами, услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений учреждений в порядке, установленном уставом образовательного учреждения.

Дети-сироты, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования без взимания платы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

-принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

-имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», в государственных образовательных учреждениях начального и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного учреждения.

В период обучения по очной форме за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных учреждениях.

Дети-сироты, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях Республики Башкортостан, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

 

Путь к профессии

В наши дни большинство людей прекрасно понимает, что без хорошего образования добиться успеха в жизни будет крайне сложно. А качество знаний и полнота их усвоения во многом зависят от индивидуальных особенностей личности учащегося: темперамента, склада мышления, способностей, увлечений, желаний, физического состояния и т.п. Именно поэтому в современных условиях в России все большую популярность приобретает так называемое «личностно-ориентированное» обучение, основополагающий принцип которого – признание уникальной ценности любого человека. В системе личностно-ориентированного образования каждый ученик движется к выбранной профессии своим собственным, совершенно особенным путем, который принято называть «индивидуальная образовательная траектория».

Какой будет эта воображаемая линия, зависит в первую очередь от вас самих. К примеру, молодой человек хочет стать учителем начальных классов. Закончив школу, он успешно сдает экзамены в педагогический вуз, и, отучившись в нем положенные пять лет, устраивается работать в общеобразовательную школу по соседству. Как видите, его образовательная траектория прямая и очень короткая, в ней всего-навсего три звена: школа – институт – работа. В этом ее несомненное преимущество. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что такой прямой путь – очень затратный и под силу далеко не каждому. Поступить в высшее учебное заведение, особенно модное и престижное, и получить перспективную специальность сейчас не так-то просто: наверняка придется столкнуться с такими испытаниями, как большой конкурс, сложные вступительные экзамены и т.п. Можно ли избежать этих трудностей? Да, можно. Существуют и иные пути к высшему образованию – более длинные, но при этом существенно менее напряженные. Как говорят в народе, «напрямик – ближе, кругом – скорее». Ваша образовательная траектория может стать причудливой и извилистой, но зато экономной и вполне посильной, а самое главное, она гарантированно приведет вас к заветной цели – приобретению избранной профессии.

Итак, вы трезво оценили свои возможности и поняли, что сразу же поступить в институт после окончания школы вам вряд ли удастся. Ничего страшного! Попробуйте продумать иной вариант индивидуальной образовательной траектории – например, для начала получить среднее профессиональное образование. Этот нехитрый «обходной маневр» поможет вам убить сразу двух зайцев. Во-первых, сдать экзамены в колледж или училище гораздо проще, чем в институт, академию или университет. А во-вторых, многие вузы практикуют заключение договоров с учреждениями, относящимися к системе среднего профессионального образования, о приеме выпускников с высоким уровнем успеваемости сразу же на третий курс без вступительных экзаменов. Дело за малым – найти колледж, лицей или техникум по смежной специальности, у которого заключен соответствующий договор с нужным вузом.

 

Начальное и среднее профессиональное образование

В нашей стране предусмотрено профессиональное образование трех видов: начальное, среднее и высшее. Получив обязательное среднее образование в объеме 9 классов, юноши и девушки могут как продолжить обучение в школе, так и поступить в училище, лицей, техникум или колледж для приобретения начального или среднего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование (первая ступень) – это подготовка рабочих и служащих, которая проводится в училищах и лицеях в течение 2-3 лет. За это время слушатель получает и знания в объеме 11 классов, и рабочую специальность. Это очень важно, когда жизненная ситуация не вполне благополучна и требуется дополнительный источник дохода.

Среднее профессиональное образование (вторая ступень) – это подготовка специалистов-практиков среднего звена в техникумах и колледжах по программам базового и повышенного уровня. В классическом варианте обучение на базе 9 классов продолжается 4 года. Выпускник осваивает программу 11 классов и приобретает квалификацию техника или старшего техника по более чем 300 профессиям. И на первой, и на второй ступени после завершения обучения выдается не аттестат зрелости, а соответствующий диплом.

Поступить в училище, техникум или колледж можно и после 11-го класса. В этом случае обучение профессии длится 1-2 года. Предусмотрены также специальные одно-двухгодичные курсы для тех, кому не нужно полное среднее образование. По окончании этих курсов слушатели получают не диплом, а свидетельство о начальной профессиональной подготовке. Однако, как показывает практика, лучше все же не отказываться от образования в объеме 11 классов, особенно если в перспективе вы захотите получить высшее образование (кстати, выпускник с дипломом училища или техникума в целом ряде случаев может быть зачислен в профильный вуз без экзаменов, причем сразу на третий курс).

 

Особенности специальностей начального и среднего профессионального образования

Для освоения многих профессий (например, автомеханик, электромонтажник, машинист, закройщик, парикмахер и т.п.) чересчур основательная общая подготовка не требуется. Гораздо больше ценятся квалификация и мастерство, которые приобретаются в процессе работы. Такие специалисты, как правило, не придают особого значения карьерному росту и занимаемой должности – для них гораздо важнее качество работы и скорость ее выполнения.

Труд специалистов, получивших начальное и среднее профессиональное образование, делится на ремесленный и индустриальный. Ремесленник трудится индивидуально или в немногочисленной группе и в процессе работы вступает в прямой контакт с заказчиком. Индустриальные рабочие и служащие являются частью большого коллектива, в котором существует жесткое разделение труда, а результат труда является плодом общих усилий. Например, хлеб на нашем столе ежедневно появляется благодаря стараниям множества специалистов: фермеров, механизаторов, операторов элеватора, мукомолов, пекарей, шоферов и др.

Выбирая профессию, обязательно задумайтесь над тем, каким видом труда вы хотите заниматься – ремесленным или индустриальным. Скажем, каменщик может работать в крупной строительной организации или быть ремесленником в составе небольшой бригады. В первом случае он чаще всего трудится в пределах родного города, имеет нормированный рабочий день и «подстраховку» в лице нормировщиков, прорабов и инженеров, а за сроки и качество работ несет ответственность руководство компании. Во втором случае ему, скорее всего, придется трудиться от зари до зари, постоянно переезжать с места на место в поисках работы, общаться с заказчиками и делать все самому, не рассчитывая на помощь со стороны. Подобная универсальность ценится очень высоко, однако ни в каком колледже ей не научат, она появляется только с большим опытом и многолетним стажем.

 

Выбор образовательного учреждения

При выборе училища, лицея или колледжа советуем избегать учреждений с усредненными казенными программами: вряд ли они выпускают хороших специалистов. Качественную подготовку можно получить только там, где педагоги уделяют большое внимание особенностям и условиям будущего труда воспитанников. Например, желающим приобрести ремесленную специальность автомеханика нужно искать училище, которое не только имеет оснащенные самым современным оборудованием мастерские, но и прививает студентам навыки делового общения, упрощающие работу с клиентами.

Еще один признак успешного учебного заведения, дающего качественное, добротное образование – это возможность трудоустройства на перспективные рабочие места. К поиску работы в таких заведениях приступают обычно за год до выпуска. Для начала старшекурсникам подбирается подходящая практика. Проходя ее, они имеют все возможности проявить себя с хорошей стороны и остаться на предприятии на постоянную работу.

 

Информация об образовательных учреждениях Республики Башкортостан:

образовательные организации высшего профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования, расположенные на территории 
Республики Башкортостан