Вы решили взять в семью приемного ребенка?

На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребенка в приемной семье?

Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребенком. Бывает, что ребенок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит если ребенок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребенка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребенка, если он отдает предпочтение кому-то одному из членов семьи.

Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки.

В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.

В первые дни дети боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых.

Исключите из общения с ребенком жесткие и категорические требования. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребенок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребенка. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребенка, постараться почувствовать его состояние.

Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребенок жил последнее время.

Внимательно выслушивайте все рассказы ребенка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить с ним контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребенка проблемы. Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребенка к себе. Ему нужно время освоиться и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещенные места). Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения — заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребенка вещи оставить на видном месте, так чтобы их удобно было взять.

 

Правила воспитания и условия, в которых они работают

  1. Радуйтесь присутствию ребёнка, принимайте его таким, какой он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенности в себе, не подвергайте несправедливому наказанию, не отказывайте в доверии, дайте ему повод любить Вас, верить в Вашу объективность и доброжелательность.

  2. Раскройте перед ребёнком возможности развития и утверждения человеческой личности соответственно её способностям и возможностям. Покажите на собственном примере, как нужно соблюдать законы и правила общежития. Привейте ему уважение к традиционным ценностям, живите сами сообразно этим правилам.

  3. Помните, что нарушение родителями супружеской верности, завистливость, достижение той или иной выгоды для ребёнка, для семьи с помощью беспринципных связей, может составить такой «образец», который отрицательно отразится в будущем на моральном облике вашего ребёнка.

  4. Позволяйте ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже небезболезненно, но самостоятельно, потому что ребёнок признает только такой опыт, который он пережил сам.

  5. Уделяйте ребёнку необходимое для него время, разговаривайте, играйте с ним так, как ему нравится; принимайте его игры всерьёз, освойтесь с миром его представлений, узнайте среду, в которой он вращается, её ценности, хоть частично примите их, чтобы расширить информационное поле общения.

  6. Не отказывайте ребёнку, когда он пытается принять участие в работе в доме. Если он не проявляет инициативу, то приучайте участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. Убедите его, что в часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных образовательными учреждениями видах деятельности, сами по мере возможности участвуйте в них.

  7. Следите за поведением ребёнка, направляйте его таким образом, чтобы совершаемые им поступки не причиняли ущерба ни ему, ни другим. Вознаграждайте ребёнка за соблюдение установленных правил, однако в случае необходимости насаждайте уважение к правилам общежития посредством наказания, то есть ваш ребёнок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.

  8. Ждите от ребёнка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом. Знайте, что ему требуется более длительное время для освоения правил, принятых в обществе, помогайте ему. Требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в таком случае, когда он способен на это в соответствии с накопленными знаниями и опытом.

  9. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого, вместо этого посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке, чтобы сделать задачу посильной. Помните, что тон, в котором сообщаются требования или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным, то есть защищайте своего ребёнка от физических и душевных опасностей, даже если потребуется жертвовать собственными интересами и амбициями.

Мы с вами рассмотрели основные правила взаимодействия с ребёнком. Осталось обратить внимание на то, что все эти правила воспитания приёмного ребёнка будут работать при наличии условий успешности их использования.

    К ним следует отнести:

-умение замещающих родителей контролировать своё поведение, сохранять спокойствие в сложных ситуациях;

-знание личностной организации ребёнка (хрупкая личностная организация, которая требует только демократического способа взаимодействия или психологически устойчивая личностная организация, которая допускает смешение авторитарного и демократического стилей взаимодействия и т.д.);

-знание «психологического возраста» ребёнка. Он может быть инфантильным, то есть не по возрасту незрелым или мудрым «старичком» («старушкой»), как говорят в народе;

-знание основных приоритетов детской среды, где вращается ребёнок, хоть частичное их принятие для того, чтобы ребёнок понимал;

-умение учитывать возрастные кризисы ребёнка, специфику его поведенческих реакций в эти периоды. «Я хочу, но не могу удержаться…» — может сказать в таких случаях ребёнок. Верьте ему, так бывает в периоды кризиса;

-умение понимать эмоциональные состояния ребёнка, уместность вмешательства в его мир, его настроенность или ненастроенность на общение с вами.