Когда приемный ребенок сводит Вас с ума или «Как разрешить сложные проблемы приема»

Есть три проблемы, на которые жалуются многие приемные родители. К ним относятся обман, воровство, навязчивое рассказывании о своих травматических воспоминаниях.

 

ВНИМАНИЕ! Ребенок не склонен признаваться в содеянном, не смотря на очевидность обмана, и воровства.

 

Приемные родители, как правило, крайне болезненно относятся к таким ситуациям. Они чувствуют себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что приемные дети не ценят их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами на будущее. Нередко происходит смещение точки цели. Для родителей наиболее важным становится именно признание ребенка, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и ребенка требованиями признания, ставят свое самоуважение, как родителей, в зависимости от того признается ли ребенок или нет.

 

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК  НЕ ОБМАНЫВАЛ?

Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожающего ему мира. Не признаешься — останешься цел. Привычка — это стереотип поведения. Она появляется снова и снова в стереотипной ситуации. Ребенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реакциями. Если что — то, когда — то вызвало тошноту, и произошла фиксация, то «это» будет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому воспринимать обман ребенка как посягательство на свою способность к родительствованию  не стоит. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что не хочет волновать приемных   родителей. Для него — это ложь во благо себя и семьи.

При проведении такого сложного разговора необходимо обращать внимание на позы, мимику говорящих, на то, что они говорят. Лучше всего организовать пространство в форме круга и убрать все барьеры между членами семьи. Нельзя допустить, чтобы ребенок оставался в закрытой позе. Чтобы «раскрыть» его, можно попросить его что — нибудь достать. При этом родители должны сами постараться сесть в открытую позу, манипулировать правой рукой (это воспринимается, как стремление установить отношения доверия), наклонять голову на правый бок («я тебя внимательно слушаю»), говорить на временном языке: «Не ты плохой, а твой поступок неправильный, но это можно исправить» Использовать выражение: «Я — Ты».

Признать, что Вы понимаете, как ребенку трудно в таком непростом случае сказать правду, что Вы оба понимаете, что произошло.

Не всегда нужно «зацикливаться» на идее обязательного признания. Иногда может быть лучше ребенку дать возможность сохранить свое лицо, при этом необходимо обсудить с ним возможные выходы из ситуации. Иногда сами приемные родители подают детям пример обмана. Особенно, когда они начинают из самых благих побуждений рассказывать окружающим ложную историю появления у них ребенка, а последний хорошо ее знает.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК  НЕ ВОРОВАЛ?

К сожалению, приемные семьи слишком часто сталкиваются с проблемами воровства. В основном, крадут деньги, украшения. В большинстве случаев их используют, чтобы потрясти одноклассников, соседских детей, «купить» их дружбу. Дети часто, по-другому, не умеют выстраивать отношения.  Дети через воровство пытаются установить отношения привязанности, проверить членов семьи на принятие, в котором они так нуждаются. К сожалению, они начинают воровать у тех, к кому они лучше всего относятся. Но это не значит, что семья должна попустительствовать воровству. С ребенком необходимо поговорить, описать свои чувства отношение к поступку.

При этом нужно помнить, что ни в коем случае нельзя провоцировать воровство ребенка. Поэтому нельзя разбрасывать деньги и ценные вещи по дому, нужно знать, сколько осталось денег в карманах, кошельке. Приемные дети нередко не могут совладать с собой, их влечет запретный плод, и это влечение зачастую сильнее их.

Существует еще одна опасность. Она связана с оценкой самого факта кражи. Бывает, что когда кровный ребенок что-то берет без спроса (не всегда есть возможность обо всем спросить), те же деньги, то это не расценивается почти как естественное поведение. Взял у своих родителей. А где он должен еще взять? Когда-то же самое делает приемный ребенок, то это пугает приемных родителей, квалифицируется как воровство, объясняется плохой наследственностью.

 

НАВЯЗЧИВОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ О ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ

Еще с одной проблемой нередко приходится сталкиваться приемным родителям. Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями. Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое о таких ситуациях из своей прошлой жизни.  Например, о беспорядочной половой жизни мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни  и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит сам. После рассказа необходимо сказать ребенку, что Вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что Вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на Вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда Вы можете спокойно поговорить с ребенком.

Исследования особенности родительских позиций в приемных семьях в условиях психологической консультации, показывают, что образ ребенка в восприятии родителей нередко «зашумляется», делается грубо оценочным за счет «постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд». Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения. «Я» ребенка бессознательно наполняется для родителей негативными качествами, а достоинства преуменьшаются.

Особенностью нашего восприятия поведения другого человека является субъективность и целостность. Нередко мы видим то, что хотим увидеть. При этом мы зачастую не воспринимаем нюансы, детали, изменения в поведении.

 

Очень важно, чтобы Вы научились НАБЛЮДАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. Это позволит Вам анализировать поведение и вырабатывать правильную тактику управления им.