Приемный ребенок в школе

Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом — если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.

Проблемы могут возникнуть со стороны соучеников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то, как и о чем именно.  У самого ребенка могут усугубиться проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение — в лучшем случае, «необычное».

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

 

СОТРУДНИЧАТЬ С УЧИТЕЛЯМИ!!! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ.

Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь — отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.

Какие вопросы необходимо задавать учителю.

 

7 ВОПРОСОВ К УЧИТЕЛЮ:

1.Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)

2.Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?

3.Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?

4.Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?

5.Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?

6.По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что — с учителем?

7.Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

 

О ЧЕМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЯМИ

ВНИМАНИЕ!

Вам нужно обязательно поговорить с учителями о том, что:

  • пережили Ваши дети, и как это на них повлияло;

  • дети нуждаются в их педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке;

  • трудное поведение ребенка связано не с желанием поиздеваться над учителем, а с его особым неврологическим и/или гормональным состоянием, делающим его уязвимым для стресса. Приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции и часто не могут справиться со своими эмоциями, как это делает большинство детей их возраста. Им нужно помочь научиться регулировать свои эмоции и поведение, чтобы сосредоточиться на учебе.

  • необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей, и важно их избегать. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности;

  • необходимо быть очень внимательным к тому, что говорится в классе о семейном устройстве, необходимо, даже если приемных детей в нем нет. Во-первых, эта информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников. Во-вторых, представления о различиях в  способах появления детей в семье — это элемент воспитания терпимости, ничем не отличающийся, например, от информации о равенстве всех людей независимо от них. Однако все вышесказанное не требует от учителя взять на себя дополнительную нагрузку в форме специальных тематических уроков. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении — это найти возможность включить информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.